21 ноября 2016
Трейлосозидательство 2016
Пост о том, как прошел для нас сезон 2016. Что удалось найти, напилить-начистить и покатать нового.
Приехали в Алушту в конце марта 2016 уже с готовым планом на полевые работы. Изучив обстановку у местных, узнали, что никаких ураганов за зиму не случилось и масштабные завалы на популярных трейлах отсутствуют. Мы отправились стричь кусты на Лучистом и Кустистом. Особенно последний — ужасный трейл, очень быстро зарастает, его постоянно чистим, по 2 раза в год, а он опять за своё! Тем не менее это заняло не так много времени, поэтому удалось сосредоточиться на прокладке и приведении в катальное состояние новых тем. Этой весной к нам присоединился Иван из Йошки, записался аж в 2 тура подряд, а в 3-м самостоятельно водил группу. С ним и трейлы успели почистить.

Караби, Чигинитра
Еще прошлой осенью я водил группу через Караби в ущелье Чигинитра в тестовом режиме, отметил что спуск там весьма неплох, но нуждается в чистке от упавших деревьев и стрижке кустарников.

Место уникальнейшее, необыкновенной красоты, очень непохожее на район Алушты. Добраться туда непросто, однако мы с Иваном и Леной были готовы к страданиям и терпелову!

Взяв бензопилу и все имеющиеся у нас пилительно-рубительные инструменты, мы отправились в ущелье. Пешком зашли почти до самого верха, а потом на спуске начали подчищать всё что мешало движению.

Работали с раннего утра и до темна, почистили многое, но не всё, возвращались уже в полной темноте. Потом мы еще чистили этот трейл, прямо во время катания групп, осталась еще пара неприятных мест с плотно растущими кустами, но с каждым нашим новым посещением этого маршрута их становится всё меньше. Мачете и складная пила весят не так много и, часто есть свободные 15-20 минут на чистку во время катания. В итоге получили примерно 7 км отличного трейла со сбросом в 900 м.
Трейлы Лучистого: Тролль-Тропа, Тонуш, Флаг, Пылесос, Мадера

То, что одного трейла мало в долине между посёлком Лучистое и Алуштой, мы осознали ещё в прошлом году, как только Лучистый затёрли до дыр толпы велосипедистов. И вот теперь с готовым планом и набросками по космоснимкам мы с Леной принялись за работу. Тролль-Тропа была уже закончена прошлой осенью, осталось только запилить продолжение - отдельную линию без возврата на Лучистый.

Подумав над тем как максимально использовать рельеф и при этом не мучить людей дополнительными апхилами, мы проложили трейл, с крутыми сыпушными съезжалками, косыми полками, связав их длинными траверсами, на которых можно перевести дух и полюбоваться видами. Название куску дали — Тонуш, по названию горы на которой он и находится.

После Тонуша, в планах был еще один сегмент, более скоростной, менее крутильный — его мы назвали Флаг, потому что на холмике примерно в середине трейла в ветви дерева вдета старая красная футболка — Флаг, как есть ;)

На эти 2 трейла у нас с Леной ушло дня 3-4 и одна пила ;)
В этой связке еще был один сегмент — в идеале хотелось сделать 2 самостоятельных трейла стартующих от Лучистого, но это начинание не прижилось, так как ехать приходилось через пастбища, на которых было много лепёх, вдобавок на пути встал злобнющий подъём в 50 метров, с которым ничего нельзя было сделать. Ну и ладно, может еще что-то придумаем.
Новые трейлы начали активно раскатывать весной — они быстро сохли и очень выручали во время катания после или во время дождя. Наряду с Лучистым эти тропы стали очень популярными в Алуште. Мы с группами устраивали дни «байк-парка Лучистого», катаясь на бусике вверх и делая по несколько спусков за день. Быстро динамично и весело! Но надо развивать дальше.

И вот осенью, воспользовавшись желанием народа из группы 1-15 октября мы взялись за прокладку еще одного трейлика, который бы развел трейлы Лучистый и Тонуш в разные стороны, и придал бы каждому из них свой выкат. Всё началось с изучения Гугл-карт, оценке местности, потом как-то с Аней Скумбиной и мужиками, вдоволь накатавшись мы за несколько часов проложили половину нового трейла Мадера. Название придумали, потому что выкат оказался на виноградном поле, по виду заброшенным, но с очень вкусным виноградом. Перебрав несколько «винных» слов, мы выбрали одно покороче и попроще — Мадера. А потом воспользовавшись пересменкой групп, я один приперся и за день, в режиме бешеного берсерка запил Пылесос (тема после финиша Лучистого на пути к Мадере). Такое название придумал, потому что сразу за этой штукой, после небольшого подъёма на дороге между виноградниками валялись какие-то обломки пластика, похожие на куски пылесоса. Один известный велосипедист, который не палиться в Страве ;))) даже собрал эти куски пластика — оказалось там целых 2 пылесоса!

В этот же день доделал Мадеру — бешено спешил и упоролся в щи, но успел к закату, ведь времени доделать её больше не появилось бы до приезда группы, а трейл надо раскатывать! С новой группой мы его начали активно катать, но потом, я заметил один изъян — подъезд к трейлу. Дело в том что надо ехать наверх к трейлу по грунтовке, а трейл сам начинается не с самой верхней точки дороги, тебе надо пару сот метров проехать по ней вниз! Это же про%б высоты! Провал! Воспользовавшись очередной пересменкой и вооружившись бензопилой, мы с Аней, Ренатом и Жоржем проделали проезд на верхнюю точку горы. Это удалось сделать незадолго до эндуро гонки, и народ, думая, что этот трейл будет одним из спецучастков (что вполне логично и по пути) начал с остервенением его раскатывать, от чего тот стал быстрее и глаже — спасибо! Кто-то даже камней наложил чтобы в косых полках было во что упереться. Но я бы предпочёл оставить так как есть, это ведь не байк-парковая трасса.
Многие недоумевают, почему я делаю такие затычные и непонятные трейлы, так вот.
Мы делаем туры во французских Альпах, всё лето катаемся по трейлам и парковым трассам, которые за пару месяцев изрядно надоедают. Еще бы, там работают подъёмники, которые тебя поднимают на огромную высоту за считаные минуты, а ты сам сидишь и отдыхаешь. Спусков можно наездить дофига и больше, мы за один день как-то умудрились с группой сбросить 8 тысяч метров! Спуски щёлкаешь как орешки, подъём 5-10 минут, спуск 20-40 минут, друг за другом, все парковые трассы быстрые, при умении и желании можно лупить на огромных скоростях. На всех трассах стоят запрещающие для пешеходов знаки — ходить там действительно опасно. Алушта же совсем другое дело, здесь на трейле может оказаться кто угодно в самый неожиданный момент, нет подъемников, погрузка и подъем наверх на автомобиле занимает уйму времени. Скажем так, несоизмеримо дольше и энергозатратнее чем на канатке, от того и отношение к здешним спускам другое. Поднявшись наверх хочется получить максимально долгий, разнообразный и насыщенный трейл, поездить по всяким склонам в под разными углами, вкрутить если надо. Отсюда косые полки, антиуклоны в свичбеках и прочее, так всё и задумывалось. В постройке парковых трасс в Алуште я не вижу смысла и не буду строить никаких контриков, полок, столов и прочих элементов присущим байк-паркам, ускоряющих прохождение трейла.


Хочу выразить благодарность Яше Аустеру и другим мужикам, которые устраивают сборы на БМХ треках и учат качать, при прокладке трейлов я теперь намеренно ищу рельефные темы на прокачку, выходит интересно, благо рельеф алуштинских сопок изобилует такими штуками.
Небольшое отступление, откуда взялись террасы на холмах под Лучистым? Они, кстати, есть не только там… Весь ЮБК в таких террасах! Чтобы выяснить это, пришлось отправиться в алуштинский краеведческий музей.


Из Вконтакта:
«Большой интерес у нас вызвал стенд, рассказывающий о работе Лесхоза в 50-х годах прошлого века. До начала 50-х годов холмы вокруг Алушты и по всему ЮБК были абсолютно лысые. Во время сильных ливней случались селевые потоки, которые сходили на виноградники и населенные пункты и наносили большой урон. Поэтому была создана Горно-лесная опытная станция — ГЛОС, задача которой было олесение склонов (так написано в статье). Сначала начали просто высаживать деревья, но это не дало результата — они не держались на склонах, их так же смывало дождем. Поэтому было принято решение делать террасы и уже на ровные участки высаживать деревья. На всех склонах вдоль ЮБК были нарезаны с помощью бульдозеров небольшие террасы, а затем на них высажены разные деревья и кустарники. Когда едешь по асфальтовой дороге Алушта-Судак это все отлично видно. Работа была проведена грандиозная! Эрозию побороли, горы озеленили Именно поэтому в Крыму получаются такие интересные и необычные трейлы»
Кастель, Мховый

План по реабилитации заросшего, заброшенного, но при этом отличнейшего трейла Кастель также родился уже давно. Его не катали из-за того, что трейл сам очень короткий, всего около километра, а потом надо долго и нудно ехать в Алушту вниз сначала по грунтовке потом по асфальту. Поэтому ему всегда предпочитали трейлы Виноградного, да там нужно закрутить, зато и спуски полноценные, а Кастель, несмотря на то, что к его началу очень легко попасть и набор почти отсутствует, не пользовался популярностью.

Изучив местность, с Ваней за пару дней наметили траекторию, очень вертлявую, чтобы не пилить деревья, посрезали ветки и трейл стал катабельным, правда заблудиться там было очень легко, поэтому пришлось еще несколько раз приехать с граблями. Тут помогли Аня и Ренат, они доделывали трейл, убрали кучу мешающих булыжников, выложили камнями тропу в неочевидных местах — получилось красиво, как на трейлах острова Ла Пальма и Тенерифе.

Ренат придумал название — Мховый. Но этого было мало! От финиша мхового всё-равно много ехать по асфальту вниз — не вариант, и мы мы с Леной в выходной запилили маленький кусочек через дорогу от финиша Мхового — Мховый Хвост ;) Вот теперь точно всё! Шалость удалась. Пришлось конечно и сам Кастель почистить от зарослей и он ожил, наряду с трейлами от Лучистого обрёл регулярный трафик.
Долина Привидений

Место известное на весь Крым и тропа там есть, да не одна, их там море, в этом основная проблема. Что бы катать там, а не лазить с байком, нужно поворачивать в нужные места на развилках, что не так то просто. Погуляв пешком с Леной, снизу вверх, мы придумали отличный выкат, отличный от того, куда обычно выносит по инерции.

Сам трейл очень сложный, некоторые места вообще наверное, нельзя проехать, если только ты не Данилка Макаскил, другие теорически проезжаемы, если б не кусты. Поработали секатором и пилой и количество непреодолимых мест существенно сократилось. По сути осталось только 3 места — сразу после траверса, за поворотом вправо, всё-таки съезжаемо, но не мной ;)

После поворота на следующем траверсе перед туристической полянкой и еще одна яма после, там небольшой нырок и очень резкий короткий подъём, в который въехать пока никак нельзя. Съезжали по этому трейлу несколько раз. Весной, в первый раз вышло криво — нас накрыло ливнем, а вот последующие попытки осенью прошли отлично.

Трейл находится на Южном склоне, там нет глины, одни камни большой уклон, обилие каменных ступений, после дождя сохнет в течение часа.

Мы катали его даже в снег, был отличный держак и все получили огромное удовольствие.
Еще мы оптимизировали некоторые маршруты, сократив наборы. Например, подниматься в Байдарскую Долину удобнее через Чёртову Лестницу — да, портаж вместо крутки, но его всего 150 метров. Еще нашли способ вылезти к началу тропы Легионеров минуя безыдейные вкрутки и сбросы по грунтовке. В Чигинитру лучше всего попадать поднявшись по Южной Тропе и далее двигаться с минимальными сбросами на Караби мимо водопада Джур-Джур. Нашли отличные спуски к Золотому Пляжу в Балаклаве, упростили подъём от него. Нашли кратчайший путь на Южную Демержи к началу трейла в Долине Привидений. Еще можно добавить всякую мелкоту типа нового выката с Лаванды на асфальт, минуя грунтовки, или новой темы после Кантрийного Леса, вообщем — качайте свежие треки перед поездкой ;)