9 января 2017
МТБ в пустыне? Да!
Этой зимой нам очень хотелось попасть на любимый канарский остров Ла Пальма, где вулканы, офигенный маунтинбайк и океан. Но билеты туда очень дорогие и пришлось губу подзакатать… Поэтому мы стали рассматривать другие варианты. Требования к поездке были такие: бюджетно — не больше 40 тыс руб за все на человека, тепло – кучу вещей тащить лень, хотим кататься в майках и шортах и искупаться в море тоже было бы неплохо, а самое главное – хотим попасть в новое необычное место, отличающееся от всего, где мы бывали раньше. И мы нашли такое!
Все эти условия сошлись в месте — Эйлат, Израиль. Мы взяли недорогой тур на Чиптрипе: перелет, трансфер, 10 дней проживания в гостинице с завтраком и ужином стоил 39 тыс руб с человека. Виза в Израиль не нужна, только загранпаспорт. Велосипеды упаковали в велочехлы с колёсиками, вес получился около 23 кг, что входило в норму багажа, дополнительных плат за багаж в аэропорту не было. Расходы в поездке были незначительные – билеты на рейсовые автобусы до мест катания и пеших прогулок (не каждый день), перекусы на день и аренда масок для плавания на рифе в Красном море.
Итак, с 15 по 25 декабря мы катались в пустыне Негев, в окрестностях небольшого израильского туристического городка Эйлат, который находится на берегу Красного моря. С первого взгляда может показаться, ну что интересного в пустыне, сушь, песок, растений нет, где там кататься. Но нет же. Пустыня – это очень красиво, и с маунтинбайком там все в порядке.
В районе Эйлата пустыня Негев представляет собой горный массив с высотами до 800 м и носит гордое название «Эйлатские горы», которые состоят из смеси осадочных пород с вулканическими и поражают разнообразием форм, текстур и цветов. Складчатость, каньоны, различные формы выветривания – все это можно наблюдать в Эйлатских горах. Причем, все это напичкано на небольшом пятачке, за пару часов можно проехать на велосипеде по темным, почти черным, магматическим породам, потом попасть на белые известняки, спуститься по оранжевому каньону и через желтые песчаники выехать к морю. За каждым поворотом и горным перегибом тебя ждет что-то интересное и необычное, отчего захватывает дух.
Мы — люди, которые проводят в горах большую часть года, были поражены этим царством минералов и горных пород, а по деревьям за 10 дней не успели заскучать. Многие нам писали в соцсетях, мол, что вы засели в этой пустыне, езжайте на север Израиля, там нормальные трейлы в лесу. Но в том-то и дело, что нам не нужны были ни лес, ни трейлы в нем, этого добра нам хватает и в Альпах, и в Крыму. А вот в пустыню мы попали впервые.
Мы взяли свои карбоновые хардтейлы, так как мой подвес в ремонте после сезона туров, Ленин подвес оставлен в Крыму до весны. И не скажу, что мы сильно скучали по подвесам. Хардтейлы были вполне в тему. Горки низкие, постоянно вверх-вниз, много гладеньких троп. Главное – это наличие регулируемых подседелов и горные покрышки.
Я закачал МТБ-карту Израиля в свой Гармин, на Трейлфорксе нашел пару треков и попытался разобраться в помойке маршрутов на сайте gpsies.com, очень было не просто отличить, пригодные для катания на веле тропы от пешеходных, с огромным количеством сложных перелазов. Космоснимки в этом районе так же не особо информативны. В итоге, понять, где катаются местные, помогла Страва, а ближайшие эйлатские трейлы мы нашли сразу и без всяких приборов, они размечены специальными маркерами на камнях.
Также, еще в Москве через Страву я нашел местного любителя МТБ и договорился с ним вместе покататься. Меня смутило, что дядька назначил выезд аж в 6 утра. Учитывая, что завтрак в отеле начинается только в 7-30, я прифигел. Оказалось, это такая местная особенность, летом стоит жесточайшая жара, и кататься без угрозы для здоровья можно только рано утром, а зимой они уже не изменяют свои привычкам.
С Ивесом, израильтянином алжирского происхождения, мы проехали длинный маршрут с простыми трейлами длинною 70 км при наборе всего 700 м. К началу маршрута на высоте около 700 м на машине нас привезла его жена. Трейлов всего было километров 15, не больше, остальное всё плошмяки в широких руслах высохших рек. Мы прокатились и по трейлам, которые были специально сделаны для велосипедистов, с контриками, маркировкой, но больше всего впечатлений на меня произвели необычные горы, каньоны. Все напоминало декорации из компьютерных игр.
Закончили катание мы около часа дня, остальное время проходил в состоянии зомби и еле дотерпел до ужина. После этого решил с местными больше не кататься, дальше ездили вдвоем с Леной в удобном для нас режиме.
Обычно мы стартовали в 10 с небольшим, после завтрака, закручивали самокрутом или пользовались общественным автобусом, на котором можно подняться на верхнее плато, к началу трейлов. Делали в день от 700 м до 1200 м набора. Мы попробовали самый популярный маршрут — Рахам, и да, он оказался отличным. Хорошо раскатан, сбалансирован и приятен.
Много скоростных участков, классные повороты с контрами и без, небольшие подъёмчики, но которые были совсем не в тягость, а наоборот, помогали размять затёкшие от спуска ноги. В целом трейл, очень скоростной и гладкий, имеет официальную МТБшную маркировку.
Еще катали менее популярные, пешеходные тропы, по которым также катаются местные.
Они оказались посложнее, с большим количеством камней, приходилось даже полазить, передавая велосипеды.
Эти трейлы вполне можно было бы сделать более пригодными для МТБ, раскидав камни, или, например, заложив некоторые высокие дропы (2 метра в плоский песок) или сделав вкат для полок высотой около метра. Местные похоже не парятся, тупо слазят, я же не удержался и понастроил там чуток...
Связывая трейлы в маршрут, очень важно понимать особенность местных гор – допустим, подъём с набором 100 метров на 5 км, может оказаться адовой жестью. В долинах между гор находятся высохшие русла рек, по ним проложены автомобильные дороги и езда по ним очень похожа на езду по пляжу или в Мещере (Подмосковье), покрышки вязнут в крупнозернистом песке, буксуют. По плоскости и вниз еще более-менее можно ехать, но если вверх, пусть даже совсем небольшой уклон — тяжело. Нужно держать хорошую скорость, искать крепкие участки, за которые можно зацепиться, выезжая за пределы двухколейки. Если есть интерес затолкать в маршрут максимальное количество трейлов, от этих запилов деться некуда. Думаю, очень уместным тут будет 27+ или даже полноразмерный фэт.
Пустыня она совсем не пустая, там очень интересно, растения и травы иногда встречаются, у местного населения отношение к ним, как к достопримечательностям, каждый раз лезут за фотоаппаратом при виде пересохшего ручейка или дерева. Видели диких животных – горных козлов и целую толпу скалистых даманов – местный аналог сурков-мармотов.
Эйлат – обычный курортный городок, похожий на европейский, но грязноватый и подзатертый. Главная достопримечательность – это Красное море и его подводный мир. Вот это бомба! Очень понравилось плавать с маской и рассматривать рыбок. На великах, кстати, удобно уезжать поближе к границе с Египтом, где и расположен риф. Приятно удивила местная еда – кашерная. Вокруг пустыня, а такого разнообразия овощей и блюд из них редко встретишь в европейских отелях 4 звезды и выше. Мясо и молочные продукты тоже очень вкусные. Всякие местные религиозные замуты – это, конечно, тот еще цирк. По субботам в гостинице кофе не дают, потому что Шабат. Ну и все в таком духе. Это надо учитывать, потому что и автобусы по другому расписанию ходят, и еще много чего. Когда заходит солнце, температура падает на 5-7 градусов и резко темнеет, по вечерам довольно холодно. Днем в майках, шортах, вечером в шапках, куртках. В один из дней сходили пешком в Красный каньон. Место, похожее на знаменитый американский каньон Антилопы. Впечатлило!
В Эйлат стоит ехать за экзотичным пустынным райдингом и марсианскими пейзажами. Погода стабильно тёплая, можно ехать смело хоть в середине зимы. Подойдет для тех, кто едет и вверх, и вниз. Кататься с шатлами можно, но в этом случае выбор маршрутов будет очень скуден. Связывая трейлы в маршруты, придется покрутить и полазить, идеально подойдет легкий АМ подвес. Очень здорово то, что испачкаться и испачкать велик там невозможно, достаточно после каждой катки протирать велик тряпочкой от пыли. Из-за обилия камней на трейлах и песчаных дорог на подъёмах покрышки лучше использовать широкие и прочные. И обязательно тщательно продумывать свои маршруты, остаться в горах после захода солнца – небезопасно, становится очень темно и холодно.