27 июля 2023
Стройка трейлов в Архызе
Как я провел лето 2023
Попробую рассказать как происходит движуха по прокладке трейлов в Архызе.
Изначально я планировал приехать на 1 месяц, но что-то засосало под ложечкой и, решил поехать пораньше, чтобы более вдумчиво и не спеша заняться трейлами… Но получилось иначе...
Изначально Игорем Шилиным анонсировался конкурс трейлбилдеров. Обещано проживание, питание и даже оплата каждого дня строительства. На что я согласился, хотя до последнего не понимал, как всё-таки будут происходить эти работы-конкурсы. Поехал в неизвестность. Жильё с питанием оказалось на месте, за что я очень благодарен Игорю. А вот конкурса, команд и билдеров нет. Однако есть Михаил Быстров! Крутейший лыжник, инструктор, который мне очень сильно помог в стройке, особенно на Юге. Так же к работе пару-тройку раз присоединялись молодые ребята из школы даунхила Игоря Шилина. Первые дни я разведывал и размечал трейлы… Как обычно весь в сомнениях и думах по поводу траекторий. Это самая сложня и мучительная часть, когда никого рядом нет и не с кем посоветоваться, ходишь по лесу, пишешь треки постоянно думаешь, а внешне как бы ничего не происходит. За первую неделю мы ничего не копали… Но после разведки и разметки всё началось — Михаил отлично помогал, но ответвенность и прокладку линий пришлось брать на себя с муками. В Алуште я часто занимаюсь прокладкой в одиночку, не спеша, размеренно. А тут всё нужно делать в сжатые сроки. У меня не было 2-х недель на разведку. Копка троп очень тяжелая работа — криво продумаешь траекторию — люди пропилят — выкопают, будет криво, а виноват всё равно будешь ты, а ещё надо думать на перспективу, чтобы трейл был прикольным не только сразу, а через год и два и три. Как он изменится со временем в процессе выкатывания?
И вот буквально через неделю-две после приезда, разведки, разметки и начала работ было объявлено, что канатная дорога на южные склоны будет отключена на регламентные работы до 15 августа. Это стало настоящим шоком. С 5 августа запланирована куча туров и кэмпов, гонка РЭС, ДХ гонка… Общим охватом человек, наверное, 150 (если посчитать всех участников туров и гонок). В результате обсуждения оказалось, что переносить даты уже не вариант, у людей куплены билеты, забронировано жильё — всё, уже не повернуть вспять. Чтобы не подводить людей, было предложено провести разведку на севере. Сделать там что-то, чтобы хотя бы половина гонки РЭС смогла там разместиться, ну и кэмпы как-то удалось спасти. Игорь Шилин донёс эту идею до администрации и договорённость была достигнута. Нам дали разрешение на исследование и прокладку маршрутов. Количество работы увеличилось не в два… В 3 раза… Северный склон более дикий, лес там гуще, исследований там никто не проводил, рядом никто не катался на великах, информации ровно 0. О том, что можно в удовольствие работать и кататься пришлось забыть. Я начал писать посты о том, что нам нужна помощь билдеров, на что откликнулся Игорь Рябков, старый знакомый по гонкам Кросс Кантри в МСК. Сразу скажу, что если б не он, один я бы это не вывез. Михаил к этому моменту уже подустал. Я понял, что надо как-то оптимизировать процесс стройки. Мной были куплены электроинструменты, ещё одна бензопила, ещё одна кирка, в довесок к тому, что привёз с собой из Алушты и прочее по мелочи.

Изучив как следует карты я нарисовал 4ре возможных спуска. Мы исследовали их окончания-выкаты и оказалось, что только 2 более-менее возможно реализовать, остальные — болота и стройки, третий выходит в заросли, а над ним очень энергозатратный участкок с курумником — оставим до лучших времён. Но место очень интересное! В итоге к работе был принят один варинат. Состоящий из двух сегментов тропы и перегона между ними.
Сегодня проведена некая черта в подготовке, сейчас понятно, что мы более менее успеваем. Хочу от души поблагодарить тех, кто ввязался в это мероприятие и помогал, чем мог. Помимо таких мощных помощников, как Игорь Рябков и Михаил Быстров, были ещё ребята, которые отметились по 1-2-3 дня, или неделе. Женя Грайде из Москвы, приехала на неделю, не пропускала ни одного дня. Тимур Абудлаев из Симферополя, хоть и помогал всего несколько дней, зато готовил вкусную еду регулярно, был поваром команды. Ребята молодёжь из школы Игоря — Анатолий, Тимофей. Рома, Дима сейчас занимаются подготовкой трасс к дх соревнованиям и с трейлами тоже помогли. Антон Джедов обратился ко мне в поисках каталки, я предложил вариант получше — копалку, так же отлично провели день. И даже Антон Петерс из Уфы. Поучаствовал в стройке в свой отпуск. Так же хочу поблагодарить ребят, которые просто перевели деньги и стали донам в нашей группе загротуров ВК! Традиционно главными меценатами тропостроения становятся участники туров!

Итак, первый СУ расположен на северном склоне, туда поднимаемся на канатной дороге Северное Сияние, и далее крутим-идём где-то полчаса на гору Смирнова, оттуда стартует СУ1 Габулу.
Нам предстоит спуск с горы Смирнова. Тропа со сбросом 400 метров уже существовала на хребте, по ней проходил забег Архыз Wild Run . Её пришлось доработать киркой, немного покрошить торчащие скалы ;)… А чуть ниже мы нашли мото-тропу, ведущую по старой дороге для техники лесорубов. Мне этот вариант не нравится, но он является нашим спасением. Больше мы ничего сделать нашими силами не смогли бы. Впрочем не всё так грусно. Сбрасывать по мототропе нужно всего метров 100, потом вас будет ждать ух какой забористый рукотворный участок с уклонами-съезжалками и поворотами в еловом лесу. На сегодняшний день там щё нужно поковыряться несколько дней, но уже сейчас понятно что СУ длинной 4 км и сбросом около около 750 метров точно простым не будет и не зря выбран первым.

Далее нас ждёт перегон c набором около 150 метров и СУ2 Водолей.

Строительство этого трейла мы начали с выката, он мог быть только там, только в этом конкретном месте. Съезжалка получилась суровая, я сначала вообще не понимал, что это можно съехать. Но потом всё получилось. Так как она в самом конце, думаю будет прикольно смотреть после своего финиша как другие её будут покорять. Сложностью стал ручей, который надо было пересечь, причём в одном конкретном месте не слезая с велосипеда и то после доработки. Вместо деревянного моста (доски туда тащить далеко) я решил попробовать собрать каменный мост — положить камни в воду так, чтобы не мешать ей течь, а сверху оставить сухой проезд. Это получилось… Оно едется. Весь трейл имеет длину около 1.6 км, и сброс 290 метров.
Следующие СУ расположены на южном склоне. Туда по плану нас должны будут доставлять шаттлы или священный самокрут в 500 метров перепада, на который уйдет примерно час в среднем темпе. Шаттлы запланированы на половину этого набора.

СУ3. Антарес. Помните прошлогодний СУ2? С жутким болотом и выкатом в синию часть ДХ трассы Романтик? Теперь этого болота нет, а самая вкусная часть того трейла есть. Тут по сути связка 3х трейлов. Собственно сам Антарес, Луноход (полутрейл-полупрогон под опорами подъёмников) и совсем новый трейл Моти, на который ведёт горка залеталка-закрутилка. Длинна около 4 км, сброс около 500 м.
СУ4. Вайлд Эндуро. Этот СУ был в прошлом году. Он остаётся без изменений, за исключеним последнего леса перед выкатом на горнолыжку — там мы накопали новые, конкретные повороты с упорами. После пересечения горнолыжки теперь уходим влево, там постороен мост через ручей ведущий к подъёму на Моти. Там и будет окончание СУ.
Все СУ состоят из трейлов, которые отмечены в приложении где трейл. Уже сейчас их можно начинать прикатывать.
Разметку СУ мы начали вешать уже сейчас, копаем и заодно вешаем ленту.
Так выглядит предварительный план, если и будем что-то менять, то только порядок СУ. Надеюсь, не будет, как прошлом году, когда что и как ехать узнавали в стартовых воротах уже перед отсечкой.