8 февраля 2017
AM и трейлы в Андорре
Итоги осенней разведки
Андорра славится своими горнолыжными курортами, дешевым алкоголем и байк-парком Vallnord. А вот о хорошем тропокаталове в этой маленькой, но замечательной стране я слышал мало. Этой осенью мы заскочили туда на неделю, чтобы покататься по трейлам и решить, стоит ли делать тур в Андорре в 2017 году.
Надо сказать, что саму страну, что там, да как, я знаю довольно хорошо, в детстве родители каждый год возили меня в Андорру кататься на горных лыжах. С тех пор, как я увлекся велосипедом, мне всегда было интересно попасть туда с байком.

Жизнь в Андорре сосредоточена внутри небольших городков. В столице — Escaldes, давка жуткая, машину поставить негде, остальные городки поменьше, и ситуация там с этим попроще. Все гостиницы выстроены по обочинам крупных дорог. В горах жить не принято, удивительный контраст — внизу муравейник, а выше горы и леса с минимальным трафиком.
Трейлы, пригодные для маунтинбайка, я искал с помощью Стравы, сервиса seekdownhills.com, карт OSM, купил хорошую бумажную карту, а также загрузил 3 разных карты в Гармин, на каждой из которых были свои изъяны, использовал их по очереди. Мы провели чуть больше недели в небольшом посёлке, чуть выше La Massana в апарт отеле, и 6 дней Лена на машине забрасывала меня повыше, куда вели асфальтовые дороги, а дальше я уже лазил сам, пробуя тропы, отмеченные на картах своими ногами и покрышками. В тексте даю ссылки на страву, где к каждому треку прикручена масса фотографий по ходу движения.
1. Трейл Cami Del Sola

Для начала решил изучить горку под которой мы и поселились Boni de les Neres. На OSM-картах присутствует несколько трейлов, там точно что-то есть!

До перевала довезла Лена на бусике, оттуда самокрутом по лесной дороге с адовым уклоном вполз на самую вершину. Спуск — хрень, огромные колеи, нарытые мотоциклистами, вывороченные камни, палки, всё сыпется, не держит еще и большой уклон. Сполз, конечно, но без удовольствия. Потом выкатился на траверс и вот оттуда уже начался отличный трейл — Cami Del Sola, самый верх его так же разворочен, но потом начинается сказка! Отличный каменный трейл со свичбеками и интереснейшими неровными монолитами совсем без следов разрушения — по всей вероятности очень прочная порода.

https://www.strava.com/activities/701572647
2. Comapedrossa — самая высокая гора Андорры 2943 м.

Закрутил по асфальту мимо байк-парка Vallnord, на высоту 2000 м, набрав около 1000 м, потом начался портаж, где-то шел, а где-то крутил по неприметным тропкам. На карте вроде как трейл, а по факту идешь по целине, изредка попадаются пирамидки. Тем не менее, хорошо набитая тропа на первый спуск внезапно материализовалась и оказалась неплохой — ковырялово 4/5 уровня, шпильки адовые, много переставлял.

Потом снова портаж к озеру, тропа явная, идёт вдоль речки, наверху красивое озеро, в кулуаре нашел залежавшийся снег. Лезть дальше на вершину Comapedrossa было очень тяжело, а спускаться пришлось и вовсе по другой тропе, этим же путём я бы не слез, даже пешком. Нашел в стороне какое-то подобие тропы и почти полным фрирайдом кое-как съехал обратно к озеру. И… полез туда, куда совсем не нужно было лезть… Сброс 600 м пешком с велом на спине занял около 2-х часов. Еще и вода кончилась — думал не выживу. Однако, оказавшись на высоте 2000 м вылез на отличный трейл, который шел сверху. Скорее всего, нормальный спуск всё-таки существует, надо попробовать сделать небольшую петлю и залезть через Испанию, на карте эти тропы отмечены.

https://www.strava.com/activities/702855179
3. Трейлы Beixalis Enduro

Снова покатушка на горе около дома. Маршрут вышел отличный, совершенно случайно, как пальцем в небо ткнул. Вышло что-то вроде того, что мы катаем в Алуште от Ангарского Перевала. Несколько интересных, разнообразных спусков и закруты-заходы между ними. Первый спуск каменистый, сыпучий, уклонистый, раздолбаный мотами идет от перевала в Encamp, проехав примерно половину, я решил свернуть вправо, чуток вкрутил по траверсу, оттуда начался еще один спуск, было поинтереснее и покрепче, по нему выкатился на асфальт и дальше закрутил до местного эндуро спота в лесу Beixalis. Эти трассы очень понравились — приличный уклон, повороты, очень динамичные. Тропки проходят по грунту, кругом мох, иголки и чистый хвойный лес без подлеска, очень красиво.

https://www.strava.com/activities/703982112
4. Casamanya или еще один день безыдейного упарывания портажингом.

Полез в портаж, сразу от выгрузки на перевале. На Pic de Oest de Casamanya, втащил велик на самый верх, поел, отдохнул и понес его дальше, вниз, держась за цепи вбитые в скалы. Скажу честно, это было очень страшно и опасно. Велосипед и жесткие контактные тапки там точно лишние.
Места конечно красивые, чёрные скалы, как вулканы, какие-то гребни торчащие из сыпухи.
Потом поехал, как бы по тропе, о том что она там есть я догадывался с помощью навигатора и иногда замечал пирамидки из камней.
Дальше какие-то промоины, коровьи лепёхи, а тропы всё равно нет. И только после небольшого подъёма навигатор вывел меня на отличнейший спуск со свичбеками, который закончился в Sornas такими вот «сладкими» штуками.

https://www.strava.com/activities/705046699
5. Aldosa

Снова слазил на горку около дома. Заприметил какую-то тропу, она была отмечена только на одной карте, из 3-х загруженных в гармин. Трейл уклонистый, очень непростой, с камнями и острыми шпильками, местами реально очень узко. Хардкорный! Ехал ещё чуть по сырому, было непросто.

https://www.strava.com/activities/707254557
6. Tristaina

Ну должен же быть хоть один удачный эпик, без фейлов? А? Ну должен! Лена отвезла на верхнюю парковку станции Arcalis, отткуда я покрутил на перевал Tristaina. Первые метров 300, крутибельны, потом 200 портажинга — и я на хребте.
Виды потрясные, не хуже чем на Comapedrosе, впрочем где тропа и куда ехать так же как и там поначалу не понял. Полазил по хребту минут 20 и тропу всё-таки нашёл. Уклон адищенский! Шпильки-переставлялки, сыпуха… Как на спуске с Большой Сасьеры!
Тем не менее всё съехал и оказался у озера, где потерял трейл, потом опять нашел и тут стало еще интереснее (см заглавную фотку)! Хороший уклон, шпильки, камни, узкие траверсы. Очень технично, триально.
Снова потерял тропу — нашёл и покатил уже по хорошо набитому траверсу, ух! Какие тут каменюки!
Постепенно начал проявляться какой-то древний трейл, построен монументально, выложен камнями и со стенами.
Ближе к низу очень много камней, вывороченых из тропы и бортов, валяются посередине, по следам видно, что мотоциклисты усиленно работают над разрушением трейла, но он пока держится.

https://www.strava.com/activities/708725694

Итого, получилось собрать 5 отличных маршрутов. 3 коротких по 650 сброса и 2 длинных — сбросы 1200-1400.

В байк-парк Vallnord я тоже заскочил в один из первых дней, так просто для галочки, чтобы быть в теме. Байк-парк небольшой, а народу катается там немало, погода жаркая и сухая. Трассы убитые и очень пыльные. Это не мое. Прочихался от пыли, отряхнул шмотки и свалил в горы за дикими трейлами.

Итак, каков же итог этой недельной разведки. Горы отличные (ну тут и так понятно), очень напоминают южные Альпы. Из-за того, что Пиренеи расположены южнее, здесь лучше кататься в сентябре-октябре, в ноябре тоже будет отлично. Летом слишком жарко. И сезон работы байк-парков (которые тоже можно иногда использовать для катания, чтобы отдохнуть от самокрутов и портажей) не заканчивается в конце августа, а продолжается до середины октября. Большой плюс — это сеть асфальтовых дорог в горах. Они не загруженные, отличного качества, их удобно использовать для шатлинга и самокрутов. Трейлы есть, их много. Но! В Андорре очень популярен мотокросс, поэтому много изувеченных троп. Хайкинг, вроде, популярен, как и во всей Европе, но все топчутся недалеко от мест парковок машин, поэтому высоко и далеко в горах тропы не хожены, и найти их бывает проблематично. Однако, интересные маршруты собрать можно. Есть крутые трейлы, которые меня впечатлили.

Также в Андорре работает много гайдинговых контор, в основном, англичане, они традиционно впереди планеты всей. И кстати, Андорра — это место, где катание с гидом по трейлам строго показано, так как наверху некоторые тропы даже продвинутому пользователю навигаторов трудно найти, а внизу много троп, испорченных мототехникой.