8 февраля 2020
Трейлбилдинг в Алуште за 2018-2020 года
Этой зимой, благодаря решению остаться на зимовку удалось реализовать несколько проектов по прокладке трейлов. Об этом и хочется рассказать, и поделиться своими мыслями по поводу развития трейловой системы как в Алуште, так и в Крыму в целом.

С момента прошлого анонса новых трейлов прошло 2 года. Да, два года мы не писали о построенных нами новинках и о том, какие изменения произошли со старыми трейлами. Итак, немного историй о появлении новых трейлов за 2018, 2019 и зиму 2020.
1. Трейл Лохматый и Сосновка.

2800 м, 450 сброса
1400 м, 230 сброса

Случай уникальный, траектория этого трейла нашлась с первого раза, а не рождалась постепенно во время многочисленных разведок как Граблесказка, Лучистый и другие.

Разок прогулявшись после весенних туров 2018 года, с Аней мы каким-то чудом умудрились пройти без преград и записать траекторию трейла. Мы были настолько воодушевлёны, что даже скрыли тренировку в страве. Разметили и продули его уже осенью 2018 года, в декабре, тогда и вышел видос от Раскладного, в котором мы его затестили по свежему снегу. Во время весеннего сезона его начали катать и стало ясно что придется переделать некоторые участки для ускорения трейла. Где-то нужно было спрямить, где-то выкопать упоры. Этим мы и занимались в свободное от туров время, иногда даже во время катания доставали из схронов инструменты и копали что-то, тестируя не отходя от кассы. Нижняя часть была спрямлена, вырыты контры-упоры в необходимых местах, и, вот, наконец в начале зимы 2020 получился длинный и необычный для этой местности трейл. Основная фишка в том что это северный склон, с приличным уклоном и с очень интересным рыхлым грунтом похожим на торф. Врубаться в мягкие полки поднимая столбы этой фракции — неописуемый кайф. примерно тоже самое мы видели на видосах англичан.
2. Трейл Миндальный.

1200 м, 110 м сброса

Это очень смешная история… Осенью 2019 года я разметил траекторию будущего трейла, который должен был стать упрощенной версией Мадеры и который можно было бы закрутить вверх. Знаю, что приезжают на сборы кантрилы и, может, им понравился бы такой кружок, со спуском через Мадеру. Да и мне самому иногда интересно такое покатать, а группы мы там вниз покатали бы. Хотелось что-то попороще Мадеры изобразить… Развесил ленточки, начал прокладывать, сделал примерно 3/4 и… уехал в Москву, думал вернуться и продолжить уже весной. Весной мы с Леной, как полагается, выделили день для доделки Миндального и каково же было моё удивление, когда придя на место с инструментами я увидел трейл доделаным ;))) И не просто доделаным, а еще и встроеным в некий кантрийный тренировочный круг!

Оказывается зимой питерские любители кантри натолкнулись на мою разметку и решили что тут раньше была какая-то трасса, но вся заросла. Решили её восстановить. Ну и разошлись не на шутку, кое-где даже появились контр уклоны. Мадеру они тоже зацепили, выкопали полку на косой яме. Её было немного жаль, это был такой техно элемент, а теперь стало совсем просто. Найти хозяина трейла удалось в инстаграмме. Посмеялись! Так я познакомился с Аней Минкиной. Договорились катануть и поехали на кантрийный круг целиком. А там оказалась еще пара трейлов! Я чуть не сдох с непривычки. Не суйтесь туда, если вы не кантрилло ;)))


3. Пряник.

1300 м, 90 м сброса

Появился он весной 2018 года. Давно возникла мысль, что необходим какой-то более простой слив в Алушту кроме Лучистого. Ведь бывает народ возвращается к вечеру уже в щи, и ковыряться в сумерках по не самому простом трейлу как-то уже и не очень хочется. Так же с Вломо мы сделалали отворотку от пампового поля — Пастушок и, небольшую срезочку, идущую от финиша рэсовских поворотов к забору (Хряк), что бы объехать несколько сложных волн на Лучистом и яму в начале Забора. Сейчас я понимаю что это была гениальная идея, и в последвие мы сами часто стали катать этот трейл, возвращаясь со стройки или просто для ускорения процесса. А иногда просто лупили… Скорость там хорошая набирается.


4. Кнут.

850 м, 110 м сброса

Там, где пряник, там должен быть и Кнут. От Пряника нужно вкрутить в довольно тяжёлый торчёк на вершину ближайшей сопки, а потом вальнуть вниз упираясь в контруклоны, преодолевая пару тренировочных свитчбеков и прыгов выкатиться на скоростной хребет… И вот вы уже на финише самого «длинного» алуштинского трейла — Пылесоса. Проложили мы его с Вломо весной 2018 года (вроде) и изначально трейл не был таким флоу накатистым, контр уклоны, построенные в ноябре-декабре 2019, сильно его ускорили. Я их копал, не отвлекаясь от катки, приезжал на велике сверху, кирку не возил с собой, а прятал в кустах. Пару дней помогал Вломо. Копать сырой грунт было очень быстро и приятно благодаря офигенной чудо-кирке от Алексея Корнеева из Каширы, выкупленной у него и задаренной загротурной тусовкой. Тут произошёл забавнейший эпизод! Как-то закончив день, я, как обычно, швырнул кирку куда-то в кусты и мы уехали, а в следующий наш туда приезд не смогли найти. Сделали вывод что кто-то её спёр. Ну а что? Мож там грибники какие лазят!? Немного погоревали и я попросил Макса Булавина из #стармакс сварить нам новую, кофе же они варят?! Вот и кирку сварят! Что он и сделали в скором времени. А через неделю я нашёл свою! Её никто не спёр, просто я забыл место, куда её положил ;))) Трейл мы доделали и, он получился тоже необычный для Алушты, какой-то с одной стороны совсем парковый, а с другой упоры там больше напоминающие ролики 50/01, а не байк-парк.
5. Лавровый-Мховый.

Данные по перепаду и длине приводить не буду, сам лавровый длинной около 700 метров. Почистили с нуля еще меньше, буквально пару поворотов сделали.

Когда у нас начинаются новые смены, приезжает куча народа и для распределения всей толпы на разные группы с разными гидами понадобился какой-то маршрутик. Небольшой, недалекий, несложный, но с парой характерных элементов, сползалок, косых полок, свитчебок… Куда можно было бы поехать всей массовкой. Изучив карты придумалась вот такая связочка, денек чистики и маршрут готов. Занимает обычно не больше часа. Проезжая его мы наблюдаем за прохождением элементов у частников и формируем группы. Потом, конечно, можем и передвинуть людей по ходу катания, но этот маршрут помогает нам с этой работой на 90 процентов. 1-го января этого года мы нашли ему еще одно применение. Катнули в качестве опохмельного, собравшись с теми, кто сумел проснуться и прибыть к Стармаксу в 10 утра. Покатушка с похмелуги прошла тяжело ;)) В следующий раз надо такое не раньше 12 делать ;)))

6. Йог и Овражек

1050 м, 110 м. сброса
1200 м, 170 м. сброса

Начало Лаванды до каменной секции в большинстве случаев не представляет интереса для туров. Стартовая страшная съезжалка, один целый трамплин и 2 развалившихся... прямик. Съезжалку все объезжают, трамплины тоже, и в итоге получаем ощущение, что мы что-то не то катаем. А меж тем буковый лес рядом — красивый, ровный, без подлеска. Будем учиться поворачивать ;) С одной стороны трейл йог — простой, но с другой — неимоверно техничный. Вломо он очень нравится, да и мне тоже. Отличный повод повизжать… А уж как там весело, когда держака нет! Проложил его в одиночку, сначала граблями, потом ветродуйкой. Потом два раза спрямлял, что б было более флоу, сейчас там тоже есть одно место не очень. Но что-то не придумалось пока, как его убрать.

Овражек — другой вариант съезда к асфальту после Лаванды. Весной 2019 года мы решили, что неплохо было б заменить финишный кусок Лаванды с вечно грязным полем и промоинами на какой-нибудь трейлик. Там же около 200 метров перепада пропадает! И как-то раз в выходной после починки мостиков на Лаванде с Аней залезли в овраг слева от старого трейла. Нам всё офигенно понравилось, мы там полазили пару часов, записали трек. А осенью перед началом туров пошли уже пешком с Леной, с инструментами и разметкой. Разметили и разобрали завалы, а потом направили туда Вломобоя с ветродуйкой. Так и получился новый трейл длинной 1300 метров.

В итоге, осенью мы получили очередной хит! Связка йог-лаванда-овражек стала самой попуплярной в Алуште. Забавно что длинна йога — 1 км, той части лаванды что осталась (от каменной секции до поля) — 870 метров и овражка — 1.3 км.
7. Сокрабли.

3900 м, 400 м сброса

Я всегда стараюсь следить за тем, что говорят и что катают приезжающие мтбшники в Алуште. И вот, оказалось что неплохо было бы сделать еще один трейл, идущий от подножия Чатыр-дага, поближе Граблей и чтоб крутить до Лучистого было поменьше. Поизучал карты, нарисовал какой-то абстрактный трек и мы прошли разок пешком с Вломо, что-то понравилось, что-то нет. Потом еще раз с Леной, уже ближе к реальности… И еще раз один… И уже всё разметил. Поработал секатором еще день-два. И тут ребята из Симферополя Дима и Женя вызвались помочь, таким образом, за один день мы раскидали бревна и продули всю тропу. Еще пару дней потратил на причёсывание, в процессе катания где-то захотелось сделать пошире. И вот, чуть больше недели прошло и трейл готов. На него прям таки сразу, зимой набросились катуны! Еще бы! Почти 4 км нового трейла, с несложным и недолгим подъёмом, и выходит это всё удовольствие на остановку «Лучистое», что перед посёлком Лаванда. Не знаю что будет весной, но по посещаемости он должен определённо подняться в топы ;) Может и Йоговую Лаванду побить.
8. Сосенки (Иограф в Боткинскую)

4000 м, 500 м сброса

Не помню точно, зачем и каким образом, но придумал, что неплохо было финишировать Иограф не на дороге, а прям там, в районе зоопарка, где обычно подбирают шатлы. Нашел и связал какие-то заброшеные тропинки. Почистил за один полный день с небольшим и вот, оно готово. Сразу после сосенок едем вправо, а дальше шикарным флоу траверсом и малюсенькими подъёмчиками приезжаем в нижнюю часть Боткинской тропы, уже после свитчебов и моста. Этот вариант гораздо более флоу и спасёт от лютой сыпухи и камней новичков, ехать его гораздо дольше, чем старый вариант. Длинна новой части вместе с куском Боткинской тропы 5.5 км, что раза в 2,5 длиннее старого выката на асфальт. Зимой решил найти еще и самокрутный подъём от поляны сказок к серпантину на Ай-Петри. Нашел отличную асфальтовую дорогу. Катнул офигенно, дорогу как раз в тот день закрыли из-за снега. Ехал один практически весь путь до самого верха. https://www.strava.com/activities/2981179025 На треке в страве есть маленький кусочек фрирайда ;)
9. Удав (рабочее название).

Реализация этой бредовой идеи отнимает очень много сил и времени, но конец близок. Я решил выкопать самый настоящий трейл в альпийском стиле. Не велосипедный парковый, не флоу, а настоящий свитчбековый аттракцион. Нашел место с хорошим уклоном и начал копать там повороты, с очень узким радиусом и прям резко вниз. Это адский труд, в зависимости от характера грунта в конкретном месте склона на один поворот уходит от получаса до полутора, на данный момент удалось сделать 19 штук, еще можно сделать около 10. Изучаю реакцию общественности. И, к сожалению, от очень многих слышу смех и желание ездить это прямо, ну что ж, наверное, придется сохранить в тайне.
10. Парагильмен.

1800 м, 330 м сброса

Тут даже не трейл. Тут целая гора ;))) Пришлось поработать над не то что прокладкой, а над разработкой АМ маршрута.

Трейл Заповедный достоин того, чтобы его катали. Но… Учитывая суровость подъёма, хочется какой-то более интересный и длинный спуск — да, сам Заповедный хорош, но он катастрофически короток — всего около 1,5 км, далее предстоит сбрасывать по дороге сотни метров до следующего нормального трейла, что для меня морально тяжело, особенно вспоминая те страдания на подъёме.

Такая же ситуация была в своё время и с Чатыр-дагом. Многие знали и катали хороший маршрут через Эклизи и Туру в альпийском стиле, но вот у груши, на высоте чуть выше 1000 метров трейл обрывался. надо было ехать либо вниз в Изобильное, а затем в Алушту по дорогам либо возвращаться так же по дорогам на перевал. Прокладка Хомячка с Граблесказкой в 2016 году позволила получить один из самых длинных спусков в Алуште. С 1450 — Ангар-Бурун до 370 м (Изобильное).

Вернёмся, к теме! Рядом с концовкой Заповедного стоит красивейшая гора — Парагильмен. И от финиша интересной части заповедного трейла до ее вершины рукой подать. Этой зимой Лена заманила меня туда на пешую прогулку. Мы зашли, полюбовались видами с вершины и спустили по тропе! Тропа, оказалась вполне достойной. И я решил там делать трейл. С Аней Минкиной мы прочистили верхнию часть трейла, как могли облагородили каменный участкок и нашли чудеснейшую нижнию тропу, не ту, по которой мы спускались с Леной, а еще одну! Классная старая тропа, давным давно натоптана, с камнями и поворотами. Мне напомнила Гренобль, Шамбери… Предгорье Альп. Примечательно что на эту тропу нет указатяля, указатель со стендом установлен возле входа на какой-то обрывок, который имеет неприятный уклон исчезает в густых зарослях через 200 метров ;)))

Приехали с Алексеем Полковником и вычистили правильную тропу, ту что натоптана, старая, но без указателя. Потом я пару раз еще приезжал на велосипеде, доделал трейл — всего получось 1.8 км! Но одних трейлов же недостаточно… Придумал шикарнейший, как мне кажется, перегон от финиша трейла парагильмена к трейлам виноградного, прям к сегменту «Камень», мимо Горного озера, не скучный по дорогам и тропам, не тяжелый — всего 170 м набора. Однако нет предела совершенству… Можно свести все п… бы высоты на перегоне к минимуму, проложив еще один трейл с нуля, с 200 метровой горки. Ух и не простая это задача. Впрочем, начало авантюре уже положено! Каким-то чудом нарисованый по космоснимку трек через скалы оказалася проезжабельным. Работы уже начаты… Но заросли очень густые, так что помощь не помешала бы.
Я, конечно, чувствую некоторую удовлетворённость от своей работы. Осознаю масштаб проделанного. Делаю то, что мне нравится, то, что считаю нужным, не взирая на затраты и результаты. Делаю, потому что могу. Я исследовал, открыл уже 4-ре новых локации: трейлы Чатырага (уже 2 ветки), склон с Лохматым трейлом, «байк-парк» лучистый, теперь уже плотно нашпигованный целой кучей разных трейлов, теперь еще и Парагильмен, надеюсь его будут катать) в окрестностях Алушты, где толком не бывали покрышки тропокатателей. Это позволило и нам и вам увидеть какие-то новые, но всё-таки находящиеся всегда рядом места. Потенциал этого региона начал постепенно раскрываться. Моя цель делать разные трейлы в разных местах надолго. Отчасти я решил, что надо делать именно так, глядя на трейлы Виноградного. Раньше это было топовое место, когда там было 3 трейла. Скажем там, это мои ощущение. Виноградное было очень популярным, все катались в основном там и я тоже. Все знали Ай-Йору, Мамонтовую, Серауз и катали чётко, начали и закончили. Потом появилась масса развилок и более актуальных новинок. И многие трейлы пришли в упадок, что-то завалено, что-то просто не катают — а ведь их строили, тратили своё время. И, в прочем они весьма неплохи. Я совсем недавно, зимой 2020 впервые проехал по Сераузу 2, да, тому что слева. Представляете я ни разу там не катал! А трейл-то очень неплох. И вполне годен для катания групп, как минимум. Может стоит его восстановить? Всего-то 3 завала разобрать. Или не тратить на это силы и он уже не актуален, удалить его, что б народ случайно не попадал туда? А остальные? Что делать что бы к трейлам в будущем не пропадал интерес у катальцев? Даже сейчас, при том количестве трейлов которое есть, некоторые трейлы если они в одной локации — забываеются. Годами не чистятся завалы… И всем пофигу. Просто выбирают другой соседний трейл и катают там.

Как мне кажется, что б такого не происходило надо направлять больше сил на исследование каких-то новых локаций. Сделали трейл — всё, пусть это место будет принадлежать этому трейлу, ухаживать за ним тчательно, править, добавлять что-то. Ну или как?

Было б круто приехать на машине куда-нибудь за полтора два часа и катнуть что-нибудь эпическое с заведомо крутым трейлом. Пускай даже без забросок. К нам приезжает куча людей в 10 или даже 15 раз, я уже не знаю, чем их развлекать, и думаю, многим было бы интересно посмотреть на другие горы, а Чатырдаг с Демерджи уже в печёнках сидит. Мы пробовали катать какие-то далекие экзотические маршруты, но… Сначала все радуются, даже подъёмы заходят на ура. Потому что что-то другое… Другие горы, другие виды… а спуски… Ну их нужно готовить… А это силы и время. Несколько лет назад мы расчищали спуск по ущелью Чигинитра. Прокатили группы там 2 раза. И вот 3 года уже не появлялись там. Ехать этот спуск теперь никакого удовольствия — всё опять заросло, да и нижний трейл нужен другой. Я быть может снарядил «экспидицию» поработал там. Но будет ли это кому-то надо? Другая тема которую удалось попробовать в прошлом году — хребет — Орта сырт.

Подъём в общем то-то не сложный и спуск по хребтам с 3-мя перелазами и подъёмами. В принципе ничего, катабельно, но вот финишный флоу трейл (около 300 м сброса) заросший на столько, что всё ощущение от дня портит. Такая ж тема со следующим трейлам с Ай-Фока. Там наоборот, трейл в порядке более-менее, а подъём настолько заросший, что залаз по нему на 150 метров крайне тяжел и противен. Ехать чистить? Что бы потом один раз за сезон с группой это катнуть? Когда трейлы не катают они умирают... Не хочется, чтобы в лесу трупы трейлов валялись ;)))
Еще трейлам не очень хорошо от срезок. У нас почему-то народ перед тем, как научиться поворачивать, учится искать срезки. Не знаю откуда такая пропаганда ведется, но в местах, где не проходят гонки такие вещи выглядят странно. Запиливая срезки, вы меняете конфигурацию трейла из-за чего, например, нарушается эрозостокость. Трейлы и так проложены с косяками. Все видели глубоченные колеи в крутых и прямых местах, если бы там были повороты, вы ж понимаете, не был об никаких ручьёв и канав. На буковых трейлах и фан которых именно в поворотах на небольшом уклоне, некоторые почему-то предпочитают ездить прямо. В чём прикол, мне этого не понять. Хочется ехать быстро и прямо? Да у нас тут полно прямых трейлов, все старые трейлы прямые — катайте их. Слышал такое мнение — строй чтобы не срезали. Но, ребята, плоский поворот он на то и плоский, чтобы наклонять байк сильно, перекладываться… Вот это вот! От каждого режущего проезда остаётся след, которого порой достаточно, чтобы сбить с толку человека не знающего досконально тропы.

Самое обидное, что этим порой занимаются даже уважаемые гиды ведущие группы. Иногда доходит до обсурда. На лохматом, например, какие-то многочисленные «любители даунхилла» с гидом сползли жёстко тормозя по прямой так, что даже я попав туда на следующий день не мог разобрать, где трейл изначально был.

Скажите кто катал этот трейл, как бы вам он понравился если был бы прямой? Ехать по трейлу когда постоянно какие-то непонятные развилки и траектории ведущие в затык — просто неприятно и неинтересно. Если вы повнимательнее покатаете трейлы, или попробуете проанализировать, то поймете что откровенных кривых поворотов просящих срезки то тут и нет. Мы все трейлы катаем постоянно, обсуждаем и переделываем если надо. Помимо мастера поворотов — Вломо, любителя ковырялова — меня, у нас гидом работает и еще и Аня Скумбина, 8 кратная чемпионка России по Даунхиллу, между прочим. И как-то без проблем отличает гонки он трейлрайдинга. Может стоит у неё взять пару уроков по этой теме? Зачастую всё проложено таким образом что если вам кажется что вы можете быстрее ввалить срезав поворот, то вы 100500% потеряете еще больше скорости не попав в следущий.

Приходится всё это заваливать. Выехал покаться по фану, в свободный день, на страву навалить, но опять вынужден таскать брёвна. А в лучистом этой зимой завелись какие-то усердные вандалы, наделали срезок хорошо накатанных годами свитчебков. Ребята подошли к делу обстоятельно, даже вырубили деревья! Мы, конечно, всё завалили. Пока держится.

Еще момент, найдя «хитрую» срезку и гоняя со стравой вы влезаете в статистику тех кто рубится честно на время, хотя это наверное не факт, потому что всё равно в топах те кто умеют ездить. Даже не срезая, Вломо объехал всех срезальщиков с приличным отрывом и что-то никакой конкуренции пока не видно, не смотря на срезки на местности, которые видно хорошо. Пожалуйста, уважайте чужой труд.
Про помощь в постройке трейлов.

Иногда люди пишут, интересуются с целью помочь что-то почистить или поисследовать. Но зачастую это не так просто осуществить. Достаточно тяжело совпасть по времени. У меня нет чёткого расписания работ. Ориентируюсь на погоду — если земля сырая — иду копать, если сухо и хорошая погода, что-то искать, катать или чистить. Еще на занятость надо смотреть. В основном люди готовы помогать в традиционное для туров время, тут к сожалению мы никак не состыкуемся. Вписаться в разведку или прокладку троп можно без проблем, если есть что-то в разработке, лишние руки не помешают. Мы сами недавно участвовали в прокладке нового участка на трейле Сократ. Собралась огромная компания местных билдеров во главе с Евгением Олениковым. Восмером мы проделали огромную работу, прочистили довольно длинный участок за один раз. Большой толпой работать здорово!

Выдать ветродуйку и отправить продувать трейлы, потерявшиеся в осенних листьях, мы не можем, трейл же не читается. Вероятность того, что его продует правильно по всем траекториям посторонний человек, небольшая. Но можно же пойти дуть кем-то из нас?! Но в чём тогда смысл? Мы и сами можем продуть — для продува одного человека достаточно. Плановые продувки мы делаем 2 раза в год, весной и поздней осенью, когда большая часть листьев упадёт. Да, ранней осенью часто трейлов просто не найти из-за листвы, но мы не спешим продувать, пока большая часть листьев не ссыпется. Во-первых, нет смысла двойную работу делать, во вторых нам часто бывает некогда, потому что заняты гайдингом. Продуваем трейлы без разбора, и те что строили мы и те что просто по-пути. Например, если идти дуть Лохматый, почему-бы не продуть Лаванду или Лаванджи с Лысым Иваном. По одним трейлам поднимаешься, по другим спускаешься, так это и работает.